ТВОРЧЕСКАЯ
ЛАБОРАТОРИЯ
АНТОНА НИКОЛАЕВА

главная
Мои проекты
Разработка и продвижение сайтов
Экономика, политика
Блог - разное
Дизайн
Пресса и выступления
карта сайта
Контакты



Яндекс отказывается от учета ссылок. Что вместо них? Закладки? 2014

главная > Разработка и продвижение сайтов > SEO: Закладки вместо ссылок

В связи с заявлением Александра Садовского о том, что Яндекс прекращает учет ссылок - задумался...

Учет ссылок в различных вариантах (PageRank, учет весов и анкоров, тематическая авторитетность) является частным случаем более общего принципа: "учет оценки документа пользователями".
Можно считать, что данный принцип оформился в 1873 году, в формате первого Индекса Цитирования.

Именно "учет оценки документа пользователями" стало ключевым моментом повышения качества поиска c 1996 г. Конкретная реализация принципа - учет ссылок между документами - определилась тем, что было в наличии в Интернет в 1996 году и что можно было считать и учитывать - гиперссылками, которые вебмастера ставили в документах.
(Здесь можно упомянуть еще одну, имевшую место в сфере поисковых систем, реализацию принципа "учет оценки документа пользователями" - посещаемость ресурса в Рамблере считали "оценкой пользователей" и подмешивали в топ выдачи посещаемые ресурсы.)

Трудно представить, что Яндекс может отказаться от такого эффективного принципа, как "учет оценки документа пользователями".
Поэтому можно предположить, что в Яндексе нашли альтернативную ссылкам реализацию этого принципа. И ожидают от нее большой эффективности.
Что мы знаем о новых принципах ранжирования? Заявление о том, что новая технология связана с оценкой поведения пользователей в процессе взаимодействия с сайтом.

В открытых публикациях есть доклады сотрудников Яндекса, а так же в них ссылки на основополагающие работы по учету поведения пользователей поисковых систем

Чтобы оценивать поведение пользователя в процессе взаимодействия с сайтом, Яндексу нужно, как минимум, фиксировать это поведение. Т.е. должно быть три стороны:
1. посетитель;
2. сайт;
3. софт от Яндекса, фиксирующий поведение.

Соответственно, какой софт мы знаем:

1. Собственно Яндекс и поведение пользователя при взаимодействии с выдачей ( клики, возвраты, время проведенное на документе в рамках поисковой сессии). Этот подход уже попал под внимание сеошников и ряд сервисов предоставляют услуги по накрутке поведенческих факторов. Как они утверждают - вполне эффективно.

2. Яндекс-метрика. Установлен на многих сайтах и должен давать хорошие данные о поведении.
Но нет гарантии, что он установлен на самых авторитетных сайтах, так что вряд ли метрика может дать информацию, полноценно заменяющую ссылки.

3. Расширение "Элементы Яндекса" с "визуальными закладками" и "социальными сетями". Себе не ставил, не знаю, насколько это популярно.

4. Java-script от Яндекс для вывода кнопок социальных сетей.

5. Яндекс-браузер, который набирает популярность и достиг уже доли в 5%

Итак у Гугля есть Google Chrome, у Яндекса - Яндекс.Браузер.

Наличие собственного браузера существенно меняет для поисковой системы возможность измерения "оценки документа пользователями". Теоретически поисковики получают:
- доступ к закладкам браузера;
- доступ к закладкам на "страницах быстрого доступа";
- доступ к истории посещений браузера (в том числе время, проведенное на странице);
- доступ ко всем перемещениям пользователя между страницами, активным действиям типа кликов и отправки форм;
- при желании, даже к перемещению курсора на странице.

Самым простым и полезным заменителем/аналогом ссылок представляется учет закладок браузера и закладок на страницах "быстрого доступа". 

В свои закладки реальные пользователи добавляют только полезные и интересные документы.
Добавление в закладки поисковик может рассматривать как голосование пользователя за тот или иной документ/сайт - роль, которую ранее выполняли ссылки.

При популярности браузера, данных, получаемых о поведении пользователя из браузера (тем более в сочетании с данными о поведении пользователя в выдаче поисковика) может оказаться вполне достаточно для:

1. Определения авторитетности документов или сайтов без учета ссылок, например:
- по количеству закладок на сайт/документ;
- по количеству присутствия сайта/документа на "страницах быстрого доступа";
- по среднему времени, проведенному на документе;

2. Определение релевантности документа запросу без учета ссылок и текста:
- по проценту пользователей, перешедших по запросу и добавивших сайт/страницу в закладки;
- по среднему времени, проведенному пользователем на документе/сайте после перехода из выдачи и его дальнейшему поведению;
- по количеству страниц, просмотренных пользователем, перешедшим по запросу.

Более того, сочетание истории посещений в браузере и истории поиска у поисковика дают существенную информацию о самом пользователе:
- интересуется ли он некоторой тематикой постоянно или задал запрос случайно;
- просматривает серьезные авторитетные сайты или, преимущественно, массовый ширпотреб.

Таким образом, поисковик получает возможность учитывать вышеупомянутые "голоса" пользователей с определенным весом (вообще или в тематике, к которой имеет отношение запрос).
Т.е. большее влияние на выдачу можно дать голосам группы, постоянно занятых данной темой.
Или формировать разную выдачу для "специалистов" и "редко интересующихся", в зависимости от закладок у их "коллег по интересам".

Хотя те же закладки браузера могут позволить поисковикам улучшить и существующие механизмы учета ссылочных факторов:
- не считать сылки с доменов, которых нет в закладках браузера;
- давать высокую авторитетность сайтам на которые много закладок в браузере;
- рассчитывать для всех документов НекоторыйСсылочныйРанк от сайтов наиболее встречающихся в закладках;
- заменить ручной выбор асессорами сайтов-образцов для обучения Матрикснета на сайты, которые пользователи положили себе в закладки перейдя из выдачи по конкретному запросу...

Вполне возможно, что учет закладок будет развиваться так же, как развивался учет ссылок. Например, Яндекс начнет учитывать не только количественные показатели, но и динамику прироста закладок и "наказывать" за "закладочные взрывы". 

Резюме:

1. Делаем полезные сайты для людей - сайты, которые люди положат себе в закладки и будут часто посещать.

2. Добавляем себе на сайт кнопку добавления сайта в закладки, чтобы увеличить вероятность этого действия пользователя.

3. Ставим в офисе всем Яндекс.браузер и просим добавить в закладки нужные сайты после перехода из поиска.

4. Создаем на сайте привлекательные "штучки" для профессиональной аудитории, чтобы привлечь ее внимание.

5. Для манипулирования выдачей - изучаем поведение пользователей и пишем роботов, которые будут полноценно имитировать поведение пользователей из Яндекс.Браузера и размещаем роботов по разным IP адресам.


-------------------------------------------
к подтверждению гипотезы:

2018 год. Яндекс подтвердил использование данных из Яндекс-браузера и Яндекс-элементов ("закладок") в своих целях.


2018. Яндекс подтвердил ведение и использование списка пользователей с индивидуальным рейтингом доверия к пользователю:





Sat, 07 Dec 2013 20:47:37 +0400
»Разработка и продвижение сайтов
    SEO: старые статьи
    SEO: мои инструментов для поисковой оптимизации 2000
    Маркетинг: Удаляем конкурентов из Яндекса 2005
    SEO: Текстоптимайзер 2006
    SEO: Нелинейная выдача на Яндексе 2006
    SEO: скрипт для перелинковки сайтов 2007
    SEO: Уникальность, как статический фактор при ранжировании 2007
    SEO: сервис и скрипт проверки текста на уникальность 2007
    UX: Поведение - смотрим глазами посетителя
    SEO: Истинное ранжирование Яндекса
    SEO: Оценка рисков поискового продвижения
    UX: Яндекс повторил "тропинки"
    UX: Гугловские тропинки по сайту
  »SEO: Закладки вместо ссылок
      поведенческие факторы
    SEO: Качество текста по Яндексу 2015
    UX: быстродействие браузера
    SEO: Конверсии поисковых запросов в лиды
    SEO: Как бруазеры следят за пользователями
    Заказчик и студия
    UI: интерфейс и угол зрения
    SEO: Атака ботов поведенческими
    UX и UI ошибки в примерах
    Поведение на сайте
Sat, 07 Dec 2013 20:47:37 +0400

СВИДЕТЕЛЬСТВА:








ПРЕССА И ВЫСТУПЛЕНИЯ:



Выступление для менеджеров по рекламе застройщиков недвижимости, 2016


Выступление на конференции "Интернет и Бизнес", Москва, 2008


Выступление на Санкт-Петербургской Интернет конференции СПИК 2008


Выступление на конференции по юзабилити "User Expirience 2007", Москва


Статьи для рассылки "Продвижение сайта. Профессиональные советы экспертов"


Бан Яндекса, оптимизация текста по методу Остапа Бендера.


Критерии для постановки задачи и оценки результатов поискового продвижения (2002)