главная > блог: вебразработка и SEO > SEO: Закладки вместо ссылок
Яндекс отказывается от учета ссылок. Что вместо них? Закладки.
В связи с заявлением Александра Садовского о том, что Яндекс прекращает учет ссылок - задумался...
Учет ссылок в различных вариантах (PageRank, учет весов и анкоров, тематическая авторитетность) является частным случаем более общего принципа: "учет оценки документа пользователями". Можно считать, что данный принцип оформился в 1873 году, в формате первого Индекса Цитирования.
Именно "учет оценки документа пользователями" стало ключевым моментом повышения качества поиска c 1996 г. Конкретная реализация принципа - учет ссылок между документами - определилась тем, что было в наличии в Интернет в 1996 году и что можно было считать и учитывать - гиперссылками, которые вебмастера ставили в документах. (Здесь можно упомянуть еще одну, имевшую место в сфере поисковых систем, реализацию принципа "учет оценки документа пользователями" - посещаемость ресурса в Рамблере считали "оценкой пользователей" и подмешивали в топ выдачи посещаемые ресурсы.)
Трудно представить, что Яндекс может отказаться от такого эффективного принципа, как "учет оценки документа пользователями". Поэтому можно предположить, что в Яндексе нашли альтернативную ссылкам реализацию этого принципа. И ожидают от нее большой эффективности. Что мы знаем о новых принципах ранжирования? Заявление о том, что новая технология связана с оценкой поведения пользователей в процессе взаимодействия с сайтом.
В открытых публикациях есть доклады сотрудников Яндекса, а так же в них ссылки на основополагающие работы по учету поведения пользователей поисковых систем.
Чтобы оценивать поведение пользователя в процессе взаимодействия с сайтом, Яндексу нужно, как минимум, фиксировать это поведение. Т.е. должно быть три стороны: 1. посетитель; 2. сайт; 3. софт от Яндекса, фиксирующий поведение.
Соответственно, какой софт мы знаем:
1. Собственно Яндекс и поведение пользователя при взаимодействии с выдачей ( клики, возвраты, время проведенное на документе в рамках поисковой сессии). Этот подход уже попал под внимание сеошников и ряд сервисов предоставляют услуги по накрутке поведенческих факторов. Как они утверждают - вполне эффективно.
2. Яндекс-метрика. Установлен на многих сайтах и должен давать хорошие данные о поведении. Но нет гарантии, что он установлен на самых авторитетных сайтах, так что вряд ли метрика может дать информацию, полноценно заменяющую ссылки.
3. Расширение "Элементы Яндекса" с "визуальными закладками" и "социальными сетями". Себе не ставил, не знаю, насколько это популярно.
4. Java-script от Яндекс для вывода кнопок социальных сетей.
5. Яндекс-браузер, который набирает популярность и достиг уже доли в 5%
Итак у Гугля есть Google Chrome, у Яндекса - Яндекс.Браузер.
Наличие собственного браузера существенно меняет для поисковой системы возможность измерения "оценки документа пользователями". Теоретически поисковики получают: - доступ к закладкам браузера; - доступ к закладкам на "страницах быстрого доступа"; - доступ к истории посещений браузера (в том числе время, проведенное на странице); - доступ ко всем перемещениям пользователя между страницами, активным действиям типа кликов и отправки форм; - при желании, даже к перемещению курсора на странице.
Самым простым и полезным заменителем/аналогом ссылок представляется учет закладок браузера и закладок на страницах "быстрого доступа".
В свои закладки реальные пользователи добавляют только полезные и интересные документы. Добавление в закладки поисковик может рассматривать как голосование пользователя за тот или иной документ/сайт - роль, которую ранее выполняли ссылки.
При популярности браузера, данных, получаемых о поведении пользователя из браузера (тем более в сочетании с данными о поведении пользователя в выдаче поисковика) может оказаться вполне достаточно для:
1. Определения авторитетности документов или сайтов без учета ссылок, например: - по количеству закладок на сайт/документ; - по количеству присутствия сайта/документа на "страницах быстрого доступа"; - по среднему времени, проведенному на документе;
2. Определение релевантности документа запросу без учета ссылок и текста: - по проценту пользователей, перешедших по запросу и добавивших сайт/страницу в закладки; - по среднему времени, проведенному пользователем на документе/сайте после перехода из выдачи и его дальнейшему поведению; - по количеству страниц, просмотренных пользователем, перешедшим по запросу.
Более того, сочетание истории посещений в браузере и истории поиска у поисковика дают существенную информацию о самом пользователе: - интересуется ли он некоторой тематикой постоянно или задал запрос случайно; - просматривает серьезные авторитетные сайты или, преимущественно, массовый ширпотреб.
Таким образом, поисковик получает возможность учитывать вышеупомянутые "голоса" пользователей с определенным весом (вообще или в тематике, к которой имеет отношение запрос). Т.е. большее влияние на выдачу можно дать голосам группы, постоянно занятых данной темой. Или формировать разную выдачу для "специалистов" и "редко интересующихся", в зависимости от закладок у их "коллег по интересам".
Хотя те же закладки браузера могут позволить поисковикам улучшить и существующие механизмы учета ссылочных факторов: - не считать сылки с доменов, которых нет в закладках браузера; - давать высокую авторитетность сайтам на которые много закладок в браузере; - рассчитывать для всех документов НекоторыйСсылочныйРанк от сайтов наиболее встречающихся в закладках; - заменить ручной выбор асессорами сайтов-образцов для обучения Матрикснета на сайты, которые пользователи положили себе в закладки перейдя из выдачи по конкретному запросу...
Вполне возможно, что учет закладок будет развиваться так же, как развивался учет ссылок. Например, Яндекс начнет учитывать не только количественные показатели, но и динамику прироста закладок и "наказывать" за "закладочные взрывы".
Резюме:
1. Делаем полезные сайты для людей - сайты, которые люди положат себе в закладки и будут часто посещать.
2. Добавляем себе на сайт кнопку добавления сайта в закладки, чтобы увеличить вероятность этого действия пользователя.
3. Ставим в офисе всем Яндекс.браузер и просим добавить в закладки нужные сайты после перехода из поиска.
4. Создаем на сайте привлекательные "штучки" для профессиональной аудитории, чтобы привлечь ее внимание.
5. Для манипулирования выдачей - изучаем поведение пользователей и пишем роботов, которые будут полноценно имитировать поведение пользователей из Яндекс.Браузера и размещаем роботов по разным IP адресам.
------------------------------------------- к подтверждению гипотезы:
2018 год. Яндекс подтвердил использование данных из Яндекс-браузера и Яндекс-элементов ("закладок") в своих целях.

2018. Яндекс подтвердил ведение и использование списка пользователей с индивидуальным рейтингом доверия к пользователю:

2013-12-07
|