ТВОРЧЕСКАЯ
ЛАБОРАТОРИЯ
АНТОНА НИКОЛАЕВА

главная
Блог
Проекты
SEO
Дизайны
Пресса и выступления
карта сайта
Контакты

Яндекс отказывается от учета ссылок. Что вместо них? Закладки? 2014

главная > SEO > 2014. Закладки вместо ссылок?

В связи с заявлением Александра Садовского о том, что Яндекс прекращает учет ссылок - задумался...

Учет ссылок в различных вариантах (PageRank, учет весов и анкоров, тематическая авторитетность) является частным случаем более общего принципа: "учет оценки документа пользователями".
Можно считать, что данный принцип оформился в 1873 году, в формате первого Индекса Цитирования.

Именно "учет оценки документа пользователями" стало ключевым моментом повышения качества поиска c 1996 г. Конкретная реализация принципа - учет ссылок между документами - определилась тем, что было в наличии в Интернет в 1996 году и что можно было считать и учитывать - гиперссылками, которые вебмастера ставили в документах.
(Здесь можно упомянуть еще одну, имевшую место в сфере поисковых систем, реализацию принципа "учет оценки документа пользователями" - посещаемость ресурса в Рамблере считали "оценкой пользователей" и подмешивали в топ выдачи посещаемые ресурсы.)

Трудно представить, что Яндекс может отказаться от такого эффективного принципа, как "учет оценки документа пользователями".
Поэтому можно предположить, что в Яндексе нашли альтернативную ссылкам реализацию этого принципа. И ожидают от нее большой эффективности.
Что мы знаем о новых принципах ранжирования? Заявление о том, что новая технология связана с оценкой поведения пользователей в процессе взаимодействия с сайтом.

В открытых публикациях есть доклады сотрудников Яндекса, а так же в них ссылки на основополагающие работы по учету поведения пользователей поисковых систем

Чтобы оценивать поведение пользователя в процессе взаимодействия с сайтом, Яндексу нужно, как минимум, фиксировать это поведение. Т.е. должно быть три стороны:
1. посетитель;
2. сайт;
3. софт от Яндекса, фиксирующий поведение.

Соответственно, какой софт мы знаем:

1. Собственно Яндекс и поведение пользователя при взаимодействии с выдачей ( клики, возвраты, время проведенное на документе в рамках поисковой сессии). Этот подход уже попал под внимание сеошников и ряд сервисов предоставляют услуги по накрутке поведенческих факторов. Как они утверждают - вполне эффективно.

2. Яндекс-метрика. Установлен на многих сайтах и должен давать хорошие данные о поведении.
Но нет гарантии, что он установлен на самых авторитетных сайтах, так что вряд ли метрика может дать информацию, полноценно заменяющую ссылки.

3. Расширение "Элементы Яндекса" с "визуальными закладками" и "социальными сетями". Себе не ставил, не знаю, насколько это популярно.

4. Java-script от Яндекс для вывода кнопок социальных сетей.

5. Яндекс-браузер, который набирает популярность и достиг уже доли в 5%

Итак у Гугля есть Google Chrome, у Яндекса - Яндекс.Браузер.

Наличие собственного браузера существенно меняет для поисковой системы возможность измерения "оценки документа пользователями". Теоретически поисковики получают:
- доступ к закладкам браузера;
- доступ к закладкам на "страницах быстрого доступа";
- доступ к истории посещений браузера (в том числе время, проведенное на странице);
- доступ ко всем перемещениям пользователя между страницами, активным действиям типа кликов и отправки форм;
- при желании, даже к перемещению курсора на странице.

Самым простым и полезным заменителем/аналогом ссылок представляется учет закладок браузера и закладок на страницах "быстрого доступа". 

В свои закладки реальные пользователи добавляют только полезные и интересные документы.
Добавление в закладки поисковик может рассматривать как голосование пользователя за тот или иной документ/сайт - роль, которую ранее выполняли ссылки.

При популярности браузера, данных, получаемых о поведении пользователя из браузера (тем более в сочетании с данными о поведении пользователя в выдаче поисковика) может оказаться вполне достаточно для:

1. Определения авторитетности документов или сайтов без учета ссылок, например:
- по количеству закладок на сайт/документ;
- по количеству присутствия сайта/документа на "страницах быстрого доступа";
- по среднему времени, проведенному на документе;

2. Определение релевантности документа запросу без учета ссылок и текста:
- по проценту пользователей, перешедших по запросу и добавивших сайт/страницу в закладки;
- по среднему времени, проведенному пользователем на документе/сайте после перехода из выдачи и его дальнейшему поведению;
- по количеству страниц, просмотренных пользователем, перешедшим по запросу.

Более того, сочетание истории посещений в браузере и истории поиска у поисковика дают существенную информацию о самом пользователе:
- интересуется ли он некоторой тематикой постоянно или задал запрос случайно;
- просматривает серьезные авторитетные сайты или, преимущественно, массовый ширпотреб.

Таким образом, поисковик получает возможность учитывать вышеупомянутые "голоса" пользователей с определенным весом (вообще или в тематике, к которой имеет отношение запрос).
Т.е. большее влияние на выдачу можно дать голосам группы, постоянно занятых данной темой.
Или формировать разную выдачу для "специалистов" и "редко интересующихся", в зависимости от закладок у их "коллег по интересам".

Хотя те же закладки браузера могут позволить поисковикам улучшить и существующие механизмы учета ссылочных факторов:
- не считать сылки с доменов, которых нет в закладках браузера;
- давать высокую авторитетность сайтам на которые много закладок в браузере;
- рассчитывать для всех документов НекоторыйСсылочныйРанк от сайтов наиболее встречающихся в закладках;
- заменить ручной выбор асессорами сайтов-образцов для обучения Матрикснета на сайты, которые пользователи положили себе в закладки перейдя из выдачи по конкретному запросу...

Вполне возможно, что учет закладок будет развиваться так же, как развивался учет ссылок. Например, Яндекс начнет учитывать не только количественные показатели, но и динамику прироста закладок и "наказывать" за "закладочные взрывы". 

Резюме:

1. Делаем полезные сайты для людей - сайты, которые люди положат себе в закладки и будут часто посещать.

2. Добавляем себе на сайт кнопку добавления сайта в закладки, чтобы увеличить вероятность этого действия пользователя.

3. Ставим в офисе всем Яндекс.браузер и просим добавить в закладки нужные сайты после перехода из поиска.

4. Создаем на сайте привлекательные "штучки" для профессиональной аудитории, чтобы привлечь ее внимание.

5. Для манипулирования выдачей - изучаем поведение пользователей и пишем роботов, которые будут полноценно имитировать поведение пользователей из Яндекс.Браузера и размещаем роботов по разным IP адресам.



написано: Sat, 07 Dec 2013 20:47:37 +0400



»SEO
    2015. Почему Яндекс не индексирует статью?
  »2014. Закладки вместо ссылок?
      поведенческие факторы
    Продаются seotools.ru и seotest.ru
    2010. Оценка рисков поискового продвижения
    2010. Истинное ранжирование Яндекса
    2007. Бесплатный сервис и скрипт проверки текста на уникальность.
    2007. Уникальность, как статический фактор при ранжировании
    2007. Бесплатный скрипт для перелинковки группы сайтов
    2006. Нелинейная выдача на Яндексе
    2006. Текстоптимайзер - оптимизация текста под поисковые системы
    2005. Удаляем конкурентов из Яндекса
    2000. Набор инструментов для поисковой оптимизации
    Статьи по SEO




СВИДЕТЕЛЬСТВА:








ПРЕССА И ВЫСТУПЛЕНИЯ:



Выступление на конференции "Интернет и Бизнес", Москва, 2008


Выступление на Санкт-Петербургской Интернет конференции СПИК 2008


Выступление на конференции по юзабилити "User Expirience 2007", Москва


Статьи для рассылки "Продвижение сайта. Профессиональные советы экспертов"


Публикации в "Деловом Петербурге"


Бан Яндекса, оптимизация текста по методу Остапа Бендера.


Критерии для постановки задачи и оценки результатов поискового продвижения (2002)