ТВОРЧЕСКАЯ
ЛАБОРАТОРИЯ
АНТОНА НИКОЛАЕВА

главная
Блог
Проекты
SEO
Дизайны
Пресса и выступления
карта сайта
Контакты

CMS WebDirector - инструмент для создания, управления и продвижения сайта (2004 г.)

главная > Проекты > 2004. CMS WebDirector

сайт проекта: www.webdirector.ru

 Первую версию CMS на PHP я написал в 2002 г. , для собственных нужд веб-разработки.

Особенностями этой CMS были:

1. Хранилище данных на текстовых файлах. Это давало преимущество использования бюджетных аккаунтов на хостинге.

2. Генерация статичных html страниц. Преимущество: поисковые системы в то время лимитировали количество динамических страниц, берущихся с сайта в индекс; статичные страницы индексировались без лимита.

3. Удобные url - транслитерация названия страниц и разделов. Что, также, полезно для SEO.

4. Наличие инструментов оптимизации текстов и метатегов к поисковым системам. Инструмент показывал частотный словарь текста страницы, отранжированный по убыванию частоты и процента слова в тексте. Значения наиболее частотных слов сравнивались с рекомендуемыми пороговыми значениями, вычисленными на массиве топовых документов поисковых систем.

В 2003 г. была сделана вторая версия CMS. Переписывал штатный программист Илья по моему ТЗ. Часть скриптов осталась моих. Ряд сайтов до сих пор работает на этой CMS, которую, по мнению пользователей, отличает простота использования.

CMS разрабатывалась под корпоративные сайты (не порталы и не интернет магазины) с небольшим числом страниц и с каталогом товаров до нескольких сотен позиций.

Основное, чем она отличалась от существующих в то время CMS:
1. Простота текущего управления сайтом без привлечения html-грамотного вебмастера - секретаршей или владельцем малого бизнеса (решения упрощающие работу описаны ниже).
2. Инструментами оптимизации под поисковые системы (частотный словарь текста с рекомендуемыми значениями, отдельные поля для метатегов, человекопонятные адреса страниц, статичные html страницы).

Для упрощения управления сайтом неспециалистом был мной придуман ряд оригинальных структурных и интерфейсных решений:
другие CMS CMS - ДоWebDirector
пользовательская модель системы Пользователь работает на уровне файловой системы и оперирует понятиями "FTP", "файл", "папка", "HTTP", "URL".
Вносить изменения на сайте может только подготовленный вебмастер.
Пользователь работает на уровне информационной структуры и оперирует понятиями "страница", "рубрика", cвязанными с иерархической информационной (а не файловой) структурой сайта.
Вносить изменения на сайте может человек, не имеющий понятия о файлах и ftp.
управление навигацией на сайта Основным решением в то время было ручное прописывание пунктов меню и ручная привязка к ним отдельных страниц (а иногда и просто файлов), список которых хранился в формате одномерной таблицы.
Можно было запариться разработчику, создавая выпадающее меню на сотню пунктов. И невозможно неспециалисту, занимающемуся обновлением текстов, добавить новый раздел в меню. 
Мной было придумано решение, в котором отдельный модуль управления навигацией отсутствовал:
- информация о страницах в админке была представлена в виде иерархической структуры (дерева сайта);
- многоуровневые выпадающие меню автоматически генерировались на основе дерева сайта;
- для каждой страницы было поле с названием ее пункта меню;
- включение страницы в то или иное выпадающее меню задавалось простановкой флага в таблице (для каждого раздела была одномерная таблица включенных в него страниц и подразделов с параметрами).  
Такое решение позволило:
- очень быстро создавать и править навигационные меню при разработке сайта;
- автоматически вносить изменения в меню при добавлении/удалении страниц и разделов;
- работа по правке информационной структуры и навигации сайта могла выполняться неспециалистом.
визуальный редактор шаблонов В других CMS шаблоны создавались программистами, работающими с кодом. В нашей CMS был задуман модуль, позволяющий визуально верстать шаблоны подобно тому, как организована верстка в программах для полиграфистов (модель: вертикальные и горизонтальные направляющие, разделяющие лист на зоны; визуальное задание для каждой зоны цвета, изображения, шрифтов и т.п.)
Это должно было позволить обойтись без привлечения программиста на этапе верстки шаблонов.
каталоги товаров В других CMS для ведения каталогов продукции делался модуль, отдельный от модуля управления страничным содержанием. Параметры каталога (структура, набор полей) жестко прописывались на этапе разработки сайта и не были доступны для правки неспециалисту, обеспечивающему текущее обслуживание сайта (например, секретарше, правящей тексты). Для создания каталогов мной была придумана концепция, в которой для создания и правки каталогов использовался тот же основной модуль управления страницами и рубриками сайта. При этом:
- рубрика с подчиненными ей страницами соответствовала таблице базы данных;
- страница была контейнером для набора полей, аналогично записи базы данных;
- поля страницы были аналогом полей записи базы данных.
На уровне рубрики задавался набор полей для включенных в нее страниц (поля для заголовка страницы, основного содержания и метатегов были у всех).
Таким образом, на уровне каждой рубрики можно было вставить таблицу, в которой:
- каждый столбец соответствовал некоторому полю, имеющемуся у всех страниц этой рубрики;
- каждая строка таблицы соответствовала странице рубрики;
- значение ячейки таблицы бралось из значения соответствующего поля страницы.
Визуальный формат вывода таблиц задавался в отдельном поле.
В 2003 г. мы решили сделать CMS отдельным бизнес проектом.

Концепция - продукт должен стать инструментом, охватывающим всю технологическую цепочку "жизнедеятельности" корпоративного сайта: от его разработки (включая упрощение верстки шаблонов в визуальном редакторе), до поискового продвижения и контроля эффективности.

Были запланированы стандартные модули CMS:
- управление контентом, включая визуальный html редактор страницы;
- управление пользователями;
- статистика;
- поиск по сайту (с морфологией);
- форум;
- показ баннеров;
- заказы интернет-магазина.

А так же модули, которые должны были появиться для разработчиков и пользователей впервые в нашей CMS:

- модуль визуальной верстки страничных шаблонов, наподобие верстальных программ для полиграфистов;

- модуль для написания оптимизированных текстов для поисковых систем, который не только считал частотный словарь текста, но и подсказывал (анализируя запросы в Яндексе), какие еще слова и фразы из запросов пользователей желательно добавить в текст для охвата семантического ядра;

- модуль автоматизации обмена ссылками для поискового продвижения (включая контроль наличия ссылки на сайте партнера, известность ссылки яндексу и серверной базы, обеспечивающей обмен между пользователмя CMS информацией о меняющимися ссылками внешних сайтах);

- модуль контроля мест на поисковых системах, который показывал не только места, но и как меняется совокупная видимость сайта (до сих пор знакомые пользователи WebDirector говорят мне, что логика интерфейса этого модуля удобнее, чем в других подобных программах);

- модуль для обмена сообщениями между посетителями сайта и менеджерами, с возможностью руководителю контролировать время ответа менеджеров на вопросы посетителей.

Опыт в роли дизайнера-графика заставил меня уделить отдельное внимание инструменту цветовой палитры сайта, поскольку стандартная виндовая палитра, которую предлагали тогда все СMS своим пользователям для "раскраски" страничного содержания, была просто невменяема.
В нашей CMS палитра доступная пользователю формировалась дизайнером на этапе создания сайта, а так же, был создан инструмент автоматической генерации палитры по законам формальной цветовой гармонии.

Технологически сохранялись те же особенности:
- хранилище на текстовых файлах, без баз данных;
- генерация html-файлов, без динамики (на самом деле некоторая динамика была, но по минимуму  наподобие SSL, только сборка блоков - html файлы пропускались через php процессор, который включал повторяющиеся элементы).

Кроме технологических задач мы озаботились следующими вопросами:

 1. Брендирование. В результате внутреннего опроса в коллективе пришли к выводу, что наибольшее вызывает доверие название, в котором есть намек на то, для чего предназначен продукт. Путем перебора названий и проверки соответствующих им доменов на свободность выбрали WebDirector. Который и был успешно подан на регистрацию в 2003 г.

2. Анализ рынка. Тут наших знаний и умений явно не хватало. Но, все-таки, мы провели некоторые расчеты на тему того, какая часть разработчиков пользуется коммерческими CMS, насколько растет рынок веб-разработки в России (включая рост цены на нефть, как условие развития любого рынка в России).

Переписыванием старой CMS в CMS WebDirector занялся Сергей Баранов, программист вызывающий уважение своим трудолюбием и постоянным профессиональным развитием. Сергей продумал архитектуру и переписал движок. Некоторые модули написал программист Антон Прусов. 

Моим участием стало:
- менеджмент проекта в целом;
- разработка пользовательской функциональности модулей;
- разработка пользовательских визуальных интерфейсов;
- разработка маркетинговой политики. 

Были продуманы несколько направлений маркетинга продукта:

1. Прежде всего хостинг-провайдеры, которым предлагалось дать своим клиентам возможность устанавливать CMS WebDirector прямо из контрольной панели хостинг-аккаунта (и, в том числе, стать дилерами WebDirector). Поскольку CMS WebDirector не использовала базы данных и мы постарались все максимально упростить, для установки WebDirector на новый аккаунт достаточно было скопировать комплект файлов по ftp. Кроме того, сгенерированные html файлы создавали минимальную нагрузку на сервера. Что провайдерам нравилось, поскольку другие CMS не могли похвастаться столь низкими требованиями к хостингу. Тот же Битрикс мог работать только на специально созданном под него аккаунте или отдельном сервере. Первыми стали провайдеры www.sweb.ru и www.bizhost.ru 
Это было наше правильное решение и другие коммерческие CMS, например, UMI CMS, стали появляться в контрольной панели тех же провайдеров на три - четыре года позже.

2. Работа со студиями веб-разработки. Основные аргументы для студий были:
- быстрота разработки несложных корпоративных сайтов на WebDirector;
- возможность использовать менее квалифицированных сотрудников (для создания сайта на WebDirector программист не нужен, только дизайнер и верстальщик, а иногда достаточно и одного дизайнера);
- возможность продавать WebDirector под своим брендом (что другие разработчики CMS, практически не предлагали).
Был заключен ряд договоров, руководители студий выражали удовлетворенность от того, насколько быстро можно делать на WebDirector технологически несложные сайты - быстрее чем на любых других CMS.

3. Третьим направлением стала работа с дизайнерами и фрилансерами. Основной аргумент все тот же - простота разработки несложных сайтов. Только на WebDirector дизайнер-фрилансер или верстальщик, не знающие глубин CSS и основ PHP, могли сделать с нуля и сдать заказчику сайт на CMS и с приличным заказным дизайном. А малый предприниматель мог сделать себе первый сайт просто изменив один из бесплатных шаблонов. Причем это не ограничивало в возможности дизайнерского развития такого сайта - на уже готовый сайт, впоследствии, можно навесить новый шаблон, разработанный профессиональным дизайнером, не затрагивая контент.

Исполнителем в области организации продаж и маркетинговых мероприятий стала Маргарита Деминская.

Для определения цены продукта несколько месяцев мы проводили экспериментальные продажи по разовым акциям, меняя условия и анализируя результаты.

В результате, за год, удалось добиться стабильных, но не значительных продаж. Покупки шли из трех источников: от посетителей поисковых систем, от хостинг-провайдеров, от студий партнеров.

Со временем стали очевидны недостатки проекта, не осознанные изначально по неопытности:

Проект создавался без внешних инвестиций, только за счет ресурсов, выделяемых от текущих результатов веб-разработки и рекламной деятельности. Это определило недостаточность качества разработки, информационного сопровождения продукта (прежде всего - обучающих материалов) и рекламных мероприятий. Мы не могли себе позволить адекватного бюджета на развитие проекта.

Кроме того:

В нише CMS для технологически несложных корпоративных сайтов, для которой и создавался WebDirector, продвижение продукта ограничивали следующие факторы:
- к этому времени большинство студий имели собственные CMS разработки, которые обслуживали простые сайты; 
- для студий, у которых не было своей CMS, финансово убедительной альтернативой всем достоинствам WebDirector явились бесплатные CMS.

Ниша технологически сложных или объемных проектов, для которых студии и заказчики всегда были готовы покупать "надежную" коммерческую CMS, была для WebDirector недоступна изначально по концепции.

В нише для самых начинающих конкурирующим решением были конструкторы сайтов. Несмотря на пользовательские недостатки конструкторов (жесткая привязка к хостингу, примитивность работы с шаблоном), работа с WebDirector была существенно сложнее по концепции и хуже документирована.

Тем не менее, у продукта существовала определенная аудитория пользователей, которые перебирая различные CMS искали нечто, именно с функциональными возможностями WebDirector. В любой месяц около 10% пользователей, ознакомившихся с продуктом, говорили "это то, что я так долго искал!" и становились покупателями. 

Мое участие в проекте закончилось в 2008 г. в связи с продажей продукта в контексте закрытия компании.

написано: Wed, 28 May 2008 14:16:10 +0400



»Проекты
    2008. Загородный портал СПб
    2007. Карты тропинок по сайту
    2005. Гео-информационная система по коттеджам в Финляндии
  »2004. CMS WebDirector
    2003. Тематические рейтинги сайтов по видимости на поисковых системах
    1997. SKI.SPB.RU - горнолыжный портал
    1994. Компьютерный стереоскоп




СВИДЕТЕЛЬСТВА:








ПРЕССА И ВЫСТУПЛЕНИЯ:



Выступление на конференции "Интернет и Бизнес", Москва, 2008


Выступление на Санкт-Петербургской Интернет конференции СПИК 2008


Выступление на конференции по юзабилити "User Expirience 2007", Москва


Статьи для рассылки "Продвижение сайта. Профессиональные советы экспертов"


Публикации в "Деловом Петербурге"


Бан Яндекса, оптимизация текста по методу Остапа Бендера.


Критерии для постановки задачи и оценки результатов поискового продвижения (2002)